Фрагменты из книги "Рок-вокалист"
Рок-вокал и классическая вокальная техника
По вечерам в Нью-Йоркском театре часто можно увидеть затянутую в кожу певицу Тaylor Dayne, исполняющую со своей рок-группой песню Джимми Хендрикса "Ezy Rider". Страстный, хриплый роковый вокал, усиленный тысячеватной аппаратурой, несется в зал навстречу ревущей толпе поклонников.
А утром всего в нескольких кварталах от театра та же певица в слаксах и блузочке, положив хрупкие руки на фортепиано, прилежно разучивает арию Керубино из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро". "Она исполняет эту сложную арию лучше всех учеников",- хвастается ее педагог по вокалу Gabor Carelli - лирический тенор, бывший артист Метрополитен Опера, а ныне вот уже четверть века преподающий в Манхеттенской школе музыки, лучшем оперном колледже Нью-Йорка.
Его ученица Taylor Dayne уже выпустила дебютный альбом, ставший платиновым, и четыре сингла, вошедших в ТОР 10. Фаворитка европейской и американской рок-сцены, как и многие другие вокалисты: Jon Bon Jovi, Cyndi Layper, Annie Lennox, Linda Ronstadt - занимается по классической вокальной методике.
Она не ставит цели петь, как оперная примадонна,- техника дает возможность отлично звучать ее голосу и выдерживать многочасовые репетиции и сольные концерты.
Гитарист может позволить себе расколотить на сцене парочку гитар. Есть деньги - меняй их хоть каждый вечер. Но вокалист не может позволить себе такую расточительность. Если он повредит свой инструмент, шоу может закончиться навсегда.
Taylor Dayne задумалась об этом в начале карьеры. Она стала искать технику, позволяющую петь рок, не повреждая голосовые связки. Слава Богу, ей не пришлось изобретать велосипед. Несколько столетий назад европейские вокальные педагоги разработали именно такую систему. Первоначально предназначавшаяся для оперы, она оказалась подходящей для всех музыкальных жанров.
"Техника есть техника, и ее можно применять во всех направлениях музыки - говорит Gabor Carelli.- Педагоги, работающие с рок-звездами, не занимаются их сценическим репертуаром. Мы обучаем их технике, которая поддерживает голос в здоровом состоянии, а они уже пользуются им по своему усмотрению".
Краеугольным камнем классической вокальной школы является диафрагменное дыхание - так называемое "пение на опоре". Мышцами диафрагмы певец постоянно поддерживает вокальный столб, создающий необходимое давление на голосовые связки. "Пение на опоре" обладает рядом преимуществ: певец может управлять всем вокальным аппаратом непосредственно при помощи диафрагмы, что предотвращает появление мышечных зажимов на горле, расширяет диапазон голоса, особенно вверх, делает возможным пение на малом дыхании, что снижает утомляемость голосовых связок.
Предоставленные самим себе необученные певцы - в большинстве своем рок-вокалисты - вырабатывают особую манеру "бездыханного пения", называемую также "пением на горле" или "на связках". При этом употребляется наименее рациональный - ключичный тип дыхания. Это обычно вызывает быстрое утомление голоса вследствие использования слишком большого количества воздуха, а в дальнейшем - что гораздо более серьезно - приводит к иссушению голосовых связок излишним количеством воздуха, в результате чего связки становятся менее эластичными, сухими, на них образуются мозоли - так называемые "узлы".
"Употребление спиртного, курение табака и "травки" также может стать причиной образования "узлов" - говорит Katie Agresta, педагог Jon Bon Jovi, Annie Lennox, Twisted Sister и восьмидесяти процентов хэви-металл вокалистов Штатов.- Первое, что я делаю с новыми учениками,- говорит она - это заставляю их перестать устраивать праздники каждый день".
До появления лазерной хирургии удаление узлов было опасной операцией, после которой часто оставались шрамы, мешающие связкам правильно смыкаться. Многие певцы теряли голос навсегда. Но и сейчас далеко не каждый может позволить себе эту дорогостоящую операцию. Если узлы образовались у вас от неправильного пения или разгульной жизни,- придется менять профессию. Легче предотвратить беду, обучаясь по школе классического вокала с самого начала вашей карьеры.