Прикрытие голоса. Смешение регистров. Микст. Выравнивание звучания верхней части диапазона достигается прикрытием голоса и смешением его регистров. В разных руководствах предлагается множество различных приёмов. Основным является нахождение затемнённого звучания в верхней части диапазона. По мере повышения звук сначала округляется, т.е. делается более объёмным, а затем переходит в прикрытие, т.е. начинает звучать притемнённо, наподобие звука у. Иногда для этой цели употребляются звуки о или у, хорошо организующие полости надставной трубки. Это классический, или академический подход к смешению регистров. Если же говорить об эстраде(поп, рок, кантри или соул), то данные приёмы приведут к характерному округлённому звучанию, что совершенно не будет стыковаться с большинством современных стилей. В принципе прикрытие в эстрадной музыке может использоваться, как приём, и успешно применяется на низкой динамике в лирических вещах. При этом звук теряет свой металлический блеск и становится приглушённым. Не стоит путать прикрытие для выравнивания диапазона и микстование - это два разных приёма. Микст - тип звукоизвлечения на всём диапазоне, включающий в себя одновременно фальцетный и грудной принципы работы связок. Прикрытие не "убивает" регистровый переход, а лишь смягчает, вуалирует его. Смысл прикрытия звука заключается в создании большего импеданса в надставной трубке, который как бы уравновешивает сильное подскладочное давление в верхнем регистре и тем самым облегчает голосовым складкам работу по смешиванию регистров при переходе. В принципе, достаточно опытные вокалисты могут при помощи прикрытия переходить на микст, но это - уже высший пилотаж. Опять таки - микст отличается от прикрытого звука металлическим блеском, характерным грудному регистру. Я рекомендую для смешивания регистров и развития микста сперва найти звонкое звучание голоса даже на тихом звуке. Легко сказать - непросто сделать. Для многих найти резонатор трудно и без помощи преподавателя практически невозможно. Прежде всего скажу немного об этом резонаторе. У некоторых людей голосовой аппарат организован таким образом, что при речи голос звучит достаточно звонко. Особенно заметен "звоночек" у дикторов радио. Как раз им микст даётся легче всего. У других звоночек присутствует, но слабо выражен. Всё меняется как только эти люди пытаются петь. Они моментально меняют позицию голосового аппарата, одни - неосознанно, другие - намеренно, но результат один - теряется естественный импеданс. Естественно, что это не правило и касается оно не всех. Однако, именно это является проблемой для многих. Я не говорю сейчас о людях с врождёнными или приобретёнными дефектами звукообразования. Откуда берётся этот звоночек? Для этого нужно понять что такое резонанс. Резонанс - ключевой термин, и именно на резонансе основано пение вообще. Резонанс может быть направленным и направленным по-разному, придавая разную окраску звуку. Основным условием резонанса является наличие резонирующих полостей. У человека их не так уж и много, поэтому нужно их использовать как можно эффективнее. Это носовая полость, полость рта, гортань, трахея. Из физики известно, что чем больше объём полости резонатора, тем ниже будет резонирующий звук. Нам нужен высокий резонанс, то есть полость, где резонанс усиливал бы высокие обертоны. Это, предже всего, полость носа. Нужно направить звук частично в нос, но не позволить сделать его гнусавым. Задача не из лёгких, особенно для начинающих. Рекомендую заниматься с преподавателем. Итак, наш с вами звоночек - не что иное, как резонанс на высоких частотах, усиление высоких обертонов входящих в спектр певческого голоса. Послушайте профессиональных вокалистов (не каких-нибудь там Киркоровых, конечно) и услышите этот звоночек сразу. В вокальной терминологии его называют высокой певческой формантой. У низких голосов усиленная высокочастотная область равна 2500-2800 Герц, для более высоких доходит до 3200 Герц. Эта форманта даёт голосу яркость, блеск, металл. Голос с усиленной формантой слышно далеко и очень внятно, даже если человек говорит спокойно. Ошибочно считать, что певческая форманта достижима только при пении. Яркие представители микстового звукообразования - Josh Groban, Demis Russos, Bobby Kimball (солист Тото). Советую слушать и анализировать их вокал. Давно доказано, что связки человека при прослушивании пения автоматически начинают работать синхронно с записью. Поэтому этот приём можно использовать для пассивной распевки, например, если нет возможности петь громко. Просто необходимо слушать вокалистов с поставленным голосом, так как связки неосознанно начинают работать в правильной позиции, что положительно скажется при пении вслух. Наверное вы замечали что петь под запись, вместе с оригиналом легче. Как только остаётся минусовка, без оригинального вокала, петь становится труднее. На слух вы начинаете неосознанно подражать оригиналу, без его поддержки теряется эталон, как будто выбывают опору из под ног, и вам приходится работать самому. Но на самом деле это явление временное, свидетельствующее лишь о неопытности вокалиста. С практикой приходит самостоятельность, но на первых порах очень важно использовать приём подражания, это несомненно поможет в развитии.